И постави их Богъ на тверди небесней, яко светити по земли,
и владети днем и нощию, и разлучати между светом и между тмою.  Быт.1

Крещение Руси.
• Святой апостол Андрей Первозванный.
• Святые мученики Феодор варяг и сын его Иоанн.
• Святая равноапостольная княгиня Ольга.
• Святой равноапостольный князь Владимир.
• Святые равноапостольные Мефодий и Кирилл, просветители Словенские.
Житие и труды
• Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворц.
• Святитель Василий Великий.
В начале БЕ Слово /Ин.1/. Беседа.
Беседы на Шестоднев.
Толкование на шестую главу книги пророка Исаии.
• Святитель Григорий Богослов.
О том, какия подобает читати книги Ветхаго и Новаго Завета.
Наставления в духовной жизни. Cлово третье.
• Святитель Иоанн Златоуст.
Слово поущательное во святый Великий Четверток.
Место никого не спасет и не осудит, а осудят и спасут нас дела.
«Нет вам прощения, нет извинения…»
• Святитель Феофан, затворник Вышенский.
Никтоже возложь руку свою на рало, и зря вспять,
управленъ есть в царствии Божии /Лк.9/.
• Преподобный Серафим Саровский. Житие и труды.
Краткое молитвенное правило Преподобного Серафима Саровского .
Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Сщмч. Митр. Серафим (Чичагов).
• Преподобный Ефрем Сирин. О покаянии.
Слово на второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа.
• Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Живое слово мудрости духовной.
Слово отца Иоанна Кронштадтского о лютеранской и англиканской Вере.
Слова отца Иоанна Кронштадтскаго о страшном суде Божием, поистине грядущем и приближающемся.

 

Светлое Христово Воскресение. Пасха. (Переходящий, всегда в Воскресенье).
   Двунадесятые переходящие праздники:
Вход Господень в Иерусалим
Вознесение Господне (всегда в четверг).
День Святой Троицы. Пятидесятница. (всегда в воскресенье)
   Двунадесятые непереходящие праздники
Рождество Христово.
Крещение Господне. Богоявление.
Сретение Господне.
Благовещение Пресвятой Богородицы.
Преображение Господне.
Успение Пресвятой Богородицы.
Рождество Пресвятой Богородицы.
Воздвижение Креста Господня.
Введение во храм Пресвятой Богородицы.
   Великие праздники
Обрезание Господне.
Рождество Иоанна Предтечи.
Святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Усекновение главы Иоанна Предтечи.
Покрова Пресвятой Богородицы.
  Многодневные посты
Великий пост.
Петров пост.
Успенский пост.
Рождественский пост.

Православная Церковь придерживается календаря, установленного в 46 году по Рождестве Христове, при Юлии Цезаре, и принятого Никейским собором в 325 году (так называемый "старый стиль"). Юлианский календарь необычайно гармоничен, он слит с Уставом Богослужений, вошёл в Литургическое предание Церкви. Пользуясь старым стилем, православные, согласно правилу Никейского собора, никогда не празднуют Пасху ни вместе с евреями, ни ранее их, но всегда позднее их по крайней мере на один день, как требует того и Апостольское правило. Западные же христиане, принявшие новый стиль, не могут избежать нарушения этого правила. И в этом отношении с Церковной точки зрения юлианский календарь имеет преимущество перед григорианским исчислением. Церковный год начинается первого сентября старого стиля или 14 сентября нового стиля. "Закон Божий".





 

АЗ БУКИ ВЕДИ, ГЛАГОЛЬ ДОБРО ЕСТЬ,.. РЦЫ СЛОВО ТВЕРДО.

Глас Божий, спокойно и неторопливо изъясняет нам суть человеческой жизни.

ЖИВЕТЕ, ЗЕЛО, ЗЕМЛЯ, ИЖЕ, И, КАКО, ЛЮДИ МЫСЛЕТЕ.

Святые Кирилл и Мефодий, устроив письмена, и беседу составль Евангельску, и впрямь не утруждали себя поисками особых графем для звуков славянской речи, а стремились взаимосочетать обучение славенских народов чтению и письму с проповедью христианского вероучения. А возвещать его на сей раз были призваны не только АЛЬФА И ОМЕГА, первая и последняя - все буквы славянской азбуки.

Сохранились свидетельства о том, что до принятия христианства у славян была письменность. К этим свидетельствам относятся записи византийских и восточных авторов, а также летописные упоминания о составлении специально для «русов» копий договоров Руси с греками. Черноризец Храбр упоминает, что первоначально славяне писали с помощью «черт и резов», к сожалению, о форме этих письмен, числе зникав, их значении ничего достоверного не известно.

Кирилица и глаголица. Буквенные изображения кириллицы более четки и просты и характеризуются близостью к греческому уставному письму IX в. Эти азбуки предназначены для употребления в разных сферах письма. В монументальном, торжественном письме употреблялась кириллица, в беглом деловом – глаголица. Певоначально оба алфавита имелм 38 знаков, но в более поздние времена кириллица насчитывала 43 и даже 46 знаков.

Обе азбуки (кириллица и глаголица) почти полностью совпадают по составу, порядку, названию и значению букв, но резко отличаются по их графике.

Глаголица характеризуется крючковатостью, замысловатостью. Благодаря стремлению древних писцов к «украшательству», буквы имеют причедливую форму.

Еще одно существенное отличие – глаголическая нумерация остнована на славянском алфавите, а в кириллице – нумерация греческого алфавита.

Судьба славянских алфавитов была разной. Сначала оба алфавита существовали параллельно. В дальнейшем алфавит глаголица, как более сложный для написания, был вытеснен (к XI веку) у восточных и южных славян кириллицей, которая, выдержав проверку временем, легла в основу современных славянских систем письменности: русской, болгарской, сербской и других.

Вся дальнейшая история славянской письменности представлена, в основном кириллицей.

В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. И читая написанные или напечатанные тексты, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далекое прошлое.


В церковнославянских текстах для записи чисел используются буквы церковнославянского алфавита, которые имеют числовые значения. В этом случае над буквой ставится знак титла.


- единъ,

- осемь,

- тридесять,

- сто,

- четыреста и т.д.;

 

Если число записано двумя или более буквами, то знак титла, как правило, ставится над второй буквой от конца.

Числа от 11 до 19 записываются так: на первом месте - буквы, обозначающие единицы, а на втором буква, имеющая цифровое значение "десять", например:


- един-на-десять,

- два-на-десять,

- четыреста и т.д.;

 

Числа от 21 и далее записываются так: сначала пишется буква, обозначающая десяток, потом буква, обозначающая единицу, например:


- два-десять-четыре,

- три-десять-два,

- семь-десять-семь;

 

Это правило легко запомнить, если понять, что буквы в церковнославянском числе записываются так, как произносится число, например 11 - один-над-дцать, 13 - три-над-дцать, 23 - два-дцать-три

Тысячи обозначаются знаком, который может присоединяться к любой букве, ниже уровня строки, например


- тысяща,

- три тысящи,

- четыредесять тысящ, и т.д.;

 

Православная Церковь ведет христианское летосчисление от Рождества Христова по по Юлианскому календарю, а до Рождества Христова летосчисление велось от сотворения мира. Временной промежуток между этими Событиями, по Церковному преданию, равен пять тысяч пять сот восемь летам.



Ноев
Ламехов
Мафусалов
Енохов
Иаредов
Малелеилов
Каинанов
Еносов
Жена Сиф Адам
    Ева    
    Каин    
    Енох    
    Ирад    
    Мехиаель    
    Мафусал    
  Ада + Ламех + Цилла    
Ноема сестра Тувалкаина, Иувал,Иавала    
 

Сравнительная таблица чисел.

Глаголица Римские Числа Арабские Кирилица
I единъ 1
II два 2
III три 3
IV четыре 4
V пять 5
VI шесть 6
VII седьм 7
VIII осемь 8
IX девять 9
X десять 10
XX двадесять 20
XXX тридесять 30
XL четыредесять 40
L пятьдесятъ 50
LX шестьдесятъ 60
LXX семьдесятъ 70
LXXX осемьдесятъ 80
XC девятьдесятъ 90
C сто 100
CC двести 200
CCC триста 300
CD четыреста 400
D пятьсотъ 500
DC шестьсотъ 600
DCC семьсотъ 700
DCCC осемьсотъ 800
CM девятьсотъ 900
M тысяща 1000
  MM две тысящи 2000
Русский алфавит.
Чтобы не марать Церковнославянский алфавит, духовный, заимствованными заграничными или ново вводимыми словами, царь Петр Первый ввел в 1708 году гражданский алфавит Русского языка. Официальный указ о введении русского гражданского алфавита и арабских цифр /1,2,3,4,5,6,7,8,9,10/, вышел 29 Января 1710 г. В 1735 году произошло реформирование Академией наук русского алфавита.

В современном виде Русский алфавит существует с 1918 года и содержит 33 буквы.

10 из которых предназначены для обозначения гласных звуков и со­ответственно называются гласными:

Аа, Ии, Оо, Уу, Ыы, Ээ, прописные (заглавные) - большие, строчные - меньше прописных по размеру;

звук [й] с [у] образуя [йу] - обозначается буквой Юю, соответственно [йо]-Ёё, [йэ]-Ее, [йа]-яЯ;

20 из них Бб, Вв, Гг, Дд, Жж, Зз, Кк, Лл, Мм, Нн, Пп, Рр, Сс, Тт, Фф, Хх, Цц, Чч, Шш, Щщ, для обозначения согласных звуков;

две буквы, которые никаких отдельных звуков не обозначают: ъ (твёрдый знак), ь (мягкий знак).

  • Мягкость согласных звуков обозначается на письме Ь (мягким знаком); польза - [пол'за], лось - [лос']. В конце существительных после шипящих женского рода пишется Ь, например: речь, гуашь; не пишется у существительных мужского рода: ландыш, меч.
    Примечание. Мягкий знак не обозначает мягкости согласных в следующих случаях:
    а) если служит для разделения согласных,
    второй из которых й (йот): листья - лис[т'йа], белье - бе[л'йо];
    б) для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) - нож (2 скл., м.р.);
    в) для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), помочь (неопределенная форма глагола), а также наречий: вскачь, навзничь.
  • Разделительный Ь пишут после согласной перед гласными: Е, Ё, И, Ю, Я.
  • Разделительный Ъ пишут после приставок, оканчивающихся на согласную, перед гласными: Е, Ё, Ю, Я.
  • Разделительный Ъ не пишется перед гласными: А, О, У, Э,
  • В буквосочетаниях ЧН, ЧК, РЧ, РЩ, НЩ, НЧ, ЩН мягкий знак не пишется: точка, печник, женщина.
  • Буквы и, е, ё, ю, я, указывают на мягкость предшествующего согласного звука и передают гласные звуки [и], [э], [о], [у], [а]: лес - [л'эс], мёд - [м'от], лил - [л'ил], люк - [л'ук], мял - [м'ал]. При помощи последующих мягких согласных: винтик - [в'ин'т'ик], слива - [с'л'ива].
  • Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
    Всегда твёрдые – [Ц] [Ж] [Ш]. Всегда мягкие – [Ч`] [Щ`] [Й`]. Чтобы определить твёрдость или мягкость остальных согласных смотри правило № 2.
  • Всегда звонкие (непарные) согласные: Й, Л, М, Н, Р. Всегда глухие (непарные) согласные Х, Ц, Ч, Щ. Остальные согласные звуки образуют пары:
    Б В Г Д Ж З - ЗВОНКИЕ
    П Ф К Т Ш С - ГЛУХИЕ
  • К шипящим согласным относят звуки [Ж], [Ш], [Ч],[Щ].
  • Буквосочетания жи-ши пиши с буквой И, ча-ща пиши с буквой А, чу-щу – с буквой У.
  • СЛОГИ.
    В слове столько слогов, сколько гласных букв, например: ма/ли/на – в этом слове 3 слога, так как в нём 3 гласные буквы.
  • ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА.
    - Слова переносятся по слогам, например: бо-ло-то, кро-вать.
    - Если в словах есть Ь или Ъ, то они остаются на строчке, например: паль-чик, подъ-езд, ко-лье.
    - Если в словах есть Й, то при переносе она не отделяется от гласной, например: шай-ба, лей-ка, лей-ся.
    - В словах с удвоенными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится, например: касс-са, ван-на.
    - Нельзя переносить одну букву и слова с одной гласной, например: ест, пол, лаю, якорь.
    - Не нарушать границу между приставкой и корнем, например: при-сказ-ка,над-пись.
  • УДАРЕНИЕ. СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ.
    Гласные и согласные звуки могут быть в сильной и слабой позиции. В сильной позиции находятся ударные гласные звуки, безударные – в слабой позиции. В сильной позиции находятся звонкие согласные и согласные, которые произносятся чётко, остальные – в слабой позиции.
    Знак ударения не ставится на письме в случае, если в слове один слог или есть буква ё.
  • ПРАВИЛО ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ. Имена собственные/нарицательные.
    С большой буквы всегда пишутся:
    Имена, отчества, фамилии людей, Александр Сергеевич Пушкин.
    Названия сёл, городов, морей, рек, озёр, деревень, например: страна Россия, город Орёл, Балтийское море, река Нева, озеро Байкал, деревня Вишенка.
    Клички животных, например: кот Барсик, пёс Дружок, корова Зорька.
    Все перечисленные группы слов относятся к именам собственным (собст.), остальные слова являются нарицательными (нариц.).
  • Наша речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова в Русском языке делятся на группы, или части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги и другие части речи.
  • Слова могут называть людей и зверей, вещи, явления природы, действия и качества. К ним можно поставить вопрос КТО? или ЧТО? В грамматике такие слова называются именами существительными. Имя существительное - это часть речи.
  • Слова, которые обозначают признаки предметов, - это имена прилагательные. Имя прилагательное - это часть речи.
  • Слова, которые обозначают действия предметов, - это глаголы. Глагол - это часть речи.
  • Слова НА, В, ОТ, ОБ, ПО, ИЗ, К, У, ЗА, О, ПОД, НАД, С - предлоги. Предлоги служат для связи слов в предложении. Предлоги пишутся ОТДЕЛЬНО от других слов. Предлог - это часть речи.
  • Большинство букв в письменной форме графически отличается от печатных.

     

    Русское рукописное письмо.
    Прописные буквы - заглавные буквы в предложениях, написанные от руки,
    или напечатанный образец буквы для ручного письма. Маленькая
    буква того же шрифта называется строчной.

    Украшения рукописей.

    Художественный облик рукописной книги слагался из многих компонентов, начиная от графики букв и кончая окладом. Все компоненты, составлявшие древнерусскую книгу, как правило, были подчинены внутренней логике целостности ее оформления и восприятия. Отсюда и обязательная согласованность формата листов, расположения текста, длины строк и межстрочных расстояний, высоты, ширины и графики букв как с отдельными элементами художественных украшений, так и с общим художественным стилем, в котором они были выполнены.

    Основными средствами украшения русских рукописей были:

    • орнамент, в стиле которого выполнялись заставки, концовки, инициалы;

    • вязь;

    • миниатюры;

    • полевые цветки.

    Заставка - это рисунок, который находился над текстом, в начале отдельной главы или страницы.

    Концовка - рисунок под текстом, в конце главы или рукописи. Иногда роль концовки играл колофон, представляющий собой сведение конечного текста в воронку путем сокращения числа букв справа и слева строки.

    Инициалом называлась начальная буква, которая открывала абзац, была по размеру больше остальных строчных букв и отличалась от них красивым оформлением.

    Полевой цветок - украшение на поле рукописи в виде цветка или узора.

    Кроме орнамента, древнейшие рукописи украшались миниатюрами, то есть иллюстрациями.

    Отличительной особенностью древнейших миниатюр является их статичность, простота изображения и композиции, небольшое количество фигур.

    Рукописи XI-XII вв., написанные на пергамене, дошли до нас в виде отдельных листов и книг. Наиболее ранние из них относятся ко второй половине XI–XII в. Остромирово Евангелие (1056-1057), а также два Изборника Святослава (1073, 1076), Мстиславово Евангелие (1115) и жалованная грамота киевского князя Мстислава Владимировоча, украшенная очень торжественно (буквы устава написаны золотом, разведенным на камеди, а документ украшала вислая серебряная печать великого князя).

    Формат, или размер, листов зависел от объема текста и назначения. Книги, как правило, состояли из отдельных тетрадей, переплетенных вместе.

    Переплет книг делался из деревянных досок, которые обтягивались кожей или тканью. Переплет дорогих книг мог быть окован серебряным или золотым окладом, украшен драгоценными камнями.

    Застежки, плотно стягивающие блок книги и прессующие его досками переплета. По окончании пользования книгой ее необходимо было застегивать.

    В XVI и особенно в XVII в. скоропись становится главным типом письма в делопроизводстве, повсеместно вытеснив из него полуустав. Полуустав же стал письмом рукописных книг.

    Скоропись - это беглое, ускоренное письмо, отличающееся раскованностью написания букв. Путь к ускорению письма лежал в первую очередь через слитное написание букв в слове. Чтобы научиться этому, потребовалось длительное время, в течение которого рука писца искала лучшие, наиболее приемлемые для слитного написания варианты графики отдельных букв. Вот почему скоропись отличает многообразие вариантов одной и той же буквы иногда не только в одном тексте, но даже и в одном слове. Раскованность написания, поиск лучших вариантов графики стали возможны только при наличии более дешевого и распространенного по сравнению с пергаменом, более прочного по сравнению с берестой материала, каким стала бумага.