Red:
Green:
Blue:
Hue:
Sat:
Light:
Текущий цвет

HTML Code:
Основные цвета
Физикацвета.
Цвет – свойство тел вызывать определенные зрительные ощущения в соответствии со спектральным составом и интенсивностью отражаемого или испускаемого (солнце, искусственный источник) видимого излучения.
  Цвет определяется длиной световой волны. Цвета радуги представляют собой световые волны различной длины видимого спектра излучений (от красного до фиолетового). Ниже приведены соответствия цвета диапазону длин световой волны (в нм): 380–470 – фиолетовый и синий; 470–500 – сине-зеленый; 500–560 – зеленый; 560–590 – желто-оранжевый; 590–760 – красный.
  Как физическое явление теория цвета неразрывно связана с физиологией человека. Большую часть информации о внешнем мире человек воспринимает посредством чувств, с помощью зрения – до 80%. Цвет является одним из способов передачи информации. И хотя зрительный аппарат у всех действует одинаково, мир ощущений и чувств у каждого разный. Восприятие цвета очень субъективно. Одни и те же цвета вызывают у разных людей различные ассоциации и эмоции. У каждого человека есть любимые и нелюбимые цвета.
  Цветовое зрение – способность глаза различать цветность видимых объектов. За цветовое зрение отвечают колбочки сетчатки глаза. Разная степень раздражения колбочек, чувствительных к красному, зеленому и синему, вызывает ощущение соответствующего цвета. На периферии сетчатки глаза находятся рецепторы, называемые палочками. Палочки приспособлены видеть в темноте, и реагируют на оттенки серого. Поэтому при слабом свете мы видим предметы обесцвеченными.

Параметры цвета.
Все цвета делятся на хроматические (цветные) и ахроматические (бесцветные).
 

    

К ахроматической группе относятся белый, черный и все оттенки серого. Они отличаются друг от друга только яркостью (светлотой) (см. ниже).

Хроматические – это все спектральные цвета и все оттенки между ними. Они характеризуются тремя параметрами: тоном, насыщенностью и яркостью.
Тон (оттенок) – собственно цветовой компонент, степень отличия данного хроматического цвета от других.

    

  Он определяет место цвета в спектре и позволяет различать собственно цвета (красный, зеленый и т.д.). Различные тона создаются светом с различной длины волны.

Насыщенность – чистота цвета, степень близости к спектральному (степень разбавленности белым) (чистый – бледный).

    
    
    
    

  Насыщенность позволяет отличать розовый от красного, небесно-голубой от ярко-синего и т.п. При уменьшении насыщенности цвет осветляется, как будто к нему прибавляют белую краску. При минимальной насыщенности (0%) любой цвет становится белым.

Яркость (светлота) определяет освещенность или затемненность цвета (степень добавления черной краски) (светлый – темный).

 

    
    
    
    

  Яркость отражает представление об интенсивности, как о факторе, не зависящем от цветового тона и насыщенности. Уменьшение яркости цвета означает его затемнение. При минимальной яркости (0%) любой цвет становится черным.
 

  Максимальной яркостью и насыщенностью обладают спектральные цвета.
Тон, яркость и насыщенность – характеристики (параметры), точно определяющие каждый хроматический цвет.

Цветовые системы.
  Для получения множества различных оттенков можно использовать ограниченное число исходных цветов, смешивая их в определенной пропорции. Доказано, что достаточно всего трех. Эти цвета называют основными или первичными. Глаз человека не способен отличить натуральный цвет от цвета, полученного путем смешения. Наиболее широкий набор цветов (при положительных значениях коэффициентов пропорции) можно получить из красного, зеленого и синего.
  Цвет объекта возникает в результате излучения или отражения света. Источники (солнце, лампочки, экраны телевизоров и компьютеров) излучают свет различных длин волн, воспринимаемых глазом как цвет. Попадая на поверхности несветящихся предметов, свет частично отражается, и воспринимается как цвет предметов. Для описания цвета, полученного излучением и отражением, используются разные цветовые системы.
  Цветовые системы (цветовые модели) – набор первичных цветов, используемых для получения всех остальных цветов; визуальное и цифровое представление параметров цвета в зависимости от конкретных практических требований.
  Если используются источники света (например, цветные мониторы), то доминирующей системой получения цвета является система RGB. Почти вся полиграфия использует в качестве цветовой модели систему CMYK. Еще одной популярной цветовой системой является HSB. Если системы RGB и CMYK являются аппаратно-ориентированными, то система HSB ориентированна на восприятие человека. С целью преодоления недостатков предыдущих систем была создана система LAB. Она призвана стать аппаратно-независимой и определять цвета без оглядки на особенности устройства.

Система RGB (Red–Green–Blueкрасный–зеленый–синий)
Это самая понятная компьютеру система. Цвет экрана меняется от черного (отсутствие цвета) до белого (максимальная яркость всех трех цветов). Экран изначально темный. Красные, зеленые и синие точки экрана излучают свет под действием электронного луча. Глаз видит на экране комбинацию трех цветов и суммирует их.
Эта система называется аддитивной (складывающей, additivе): берем черный цвет (отсутствие цвета) и добавляем к нему первичные цвета, складывая их друг с другом (до белого цвета).

Система CMYK (Cyan–Magenta–Yellow–blaсKциан–фуксин–желтый–черный)
Эта модель подходит для объектов, которые отражают свет. Бумага является изначально белой. Она отражает весь спектр цветов света, который на нее попадает. Чем качественнее бумага, тем лучше она отражает цвета.
CMY-цвета образуют так называемую полиграфическую триаду. Эта модель используется в цветных печатающих устройствах. При нанесении краски на белую бумагу уменьшается количество отражаемых цветов. При определенном смешении всех трех красителей получается черный цвет. Однако неразумно использовать краски только для того, чтобы получить элементарный черный цвет. Поэтому к CMY-цветам добавляют черный краситель, а к названию системы CMY – букву K (blacK – черный или Key – ключевой). Эта система цветов называется субтрактивной (вычитающей, subtractive): берем белый цвет (присутствие всех цветов) и, нанося и смешивая краски, удаляем из белого определенные цвета.

Система HSB (Hue–Saturation–Brightnessтон–насыщенность–яркость)
Это система, которую используют компьютерные художники, дизайнеры. Она моделирует не физические свойства света, а его восприятие человеком и обеспечивает возможность явного задания требуемого оттенка цвета.
Если спектральные цвета расположить по краю цветового круга, то цветовой тон будет определяться величиной угла. Чем ближе к центру, тем меньше насыщенность цвета (до белого – в центре). Все цвета в круге имеют максимальную яркость. Уменьшение яркости цвета выполняется на дополнительной шкале.

Переход из одной системы в другую.
Cистемы RGB и CMYK связаны друг с другом, однако их взаимные переходы (конвертирование) не происходят без потерь. Если на экране можно получить любой оттенок цвета, то при смешивании красителей такой точности добиться невозможно. В некоторых графических программах можно заранее переключиться в режим CMYK и создавать изображение на компьютере в этой системе, если предполагается цветная печать.

Цветовой круг. Цвета, расположенные на круге напротив друг друга (на концах одного диаметра), называют дополнительными (комплиментарными). При смешении в определенной пропорции пара дополнительных цветов дает ахроматический цвет (черный для красок или белый для световых лучей).
Любые 3–4 цвета, расположенные на круге последовательно, называют близкими (смежными).


 

Если представить в цветовом круге равнобедренный треугольник, то цвета, которые окажутся на его вершинах, образуют триады. Триады – три цвета, равноотстоящие друг от друга на цветовом круге.

Существует деление хроматических цветов на теплые и холодные. Они лежат в противоположных полукружиях. Теплые цвета – это красные, желтые, оранжевый. Они напоминают цвет огня, солнца, раскаленных тел, несущих тепло и энергию. Холодные цвета – сине-голубые, синие, голубые, сине-фиолетовые цвета. Они ассоциируются с чем-то холодным: льдом, водой, лунным светом. Чем ближе расположен цвет к границе полукруга, тем с меньшей уверенностью его можно отнести к холодному или теплому (например, зеленый). Вообще это деление весьма условно: у холодных цветов бывают теплые разновидности и наоборот.

 Текст и цвет. Цвет в немалой степени влияет на восприятие информации. Цветовое оформление страниц, и в частности текстовых блоков, должно обеспечивать комфортную работу с материалом. Текст должен легко читаться. Цветовое решение не должно отвлекать, вызывать раздражение или напрягать глаза.
  Цвет текста тесно связан с цветом фона. Для комфортного чтения пара цветов текст-фон должна быть контрастной.

черный   белый

черный   белый

черный   белый

черный   белый

  Цветового эффекта можно добиться, используя градации серого. Хорошая читаемость в этом случае обеспечивается достаточным контрастом яркости цветов фона и текста.
  Классическим сочетанием являются черный и белый цвета (максимальный контраст по яркости).
  Часто используют темный текст на светлом фоне. В этом случае лучше выбрать для цветовой пары один тон, уменьшив насыщенность для фона и яркость – для текста .
  Светлый текст на темном фоне применяют реже, т.к. в больших объемах он утомителен. Темные цвета в качестве фона должны быть достаточно насыщенными: хорошо смотрится черный цвет или холодные тона. Цвет текста при этом лучше выбирать теплых насыщенных тонов. Нежелательно использовать такое сочетание для мелкого шрифта.

Шрифт и текст.
  Текст является традиционной формой представления информации. Восприятие информации в значительной степени зависит от того, как "подан" текст, т.е. от шрифтового оформления, от цветового сочетания текст-фон, от размещения текста на странице. Данный раздел посвящен шрифтовому оформлению публикаций и вопросам подбора параметров набора текста.
  Шрифт – это полный набор символов алфавита, имеющих общий рисунок, размер и начертание. Шрифт, как и цвет, может влиять на настроение и стиль публикации и является средством выражения идеи дизайна.
  Шрифт – это не только форма определенной системы письма, но и средство эстетического и художественного оформления документа. Поэтому кроме главного назначения – передачи информации – шрифты, используемые в публикации, являются и элементом дизайна.
Рисунок шрифта
Рисунок символов (графическая форма символов и их элементов) любого шрифта характеризуется толщиной основных и дополнительных штрихов, высотой строчных и прописных букв, основными пропорциями.
Базовая линия – воображаемая линия, проходящая по нижнему краю основной части символа. Символ как бы лежит на этой линии.
Верхний выносной элемент – часть строчного символа, выступающая над линией высоты строчной буквы.
Нижний выносной элемент – часть строчного символа, выступающая ниже базовой линии шрифта.
Засечки (серифы) – короткие поперечные вертикальные и горизонтальные элементы на концах основных штрихов символа.
Гарнитура
Размер букв шрифта может быть различным, кроме того, большинство шрифтов имеют несколько различных начертаний.
Гарнитура (шрифтовое семейство) – совокупность всех начертаний одного шрифта всех возможных размеров. Каждая гарнитура имеет свое название, например, Times, Arial.
Размер шрифта
  Кегль (размер шрифта) – расстояние от нижнего до верхнего выносного элемента, высота площадки, на которой размещается символ. Кегль измеряется в пунктах (1 пункт равен 1/72 дюйма или 0,352 мм).
Начертание шрифта
  Начертание – один из вариантов графического решения конкретного шрифта, отличающийся контрастностью, наклоном, насыщенностью, пропорциями, художественными эффектами.
  Контрастность шрифта – один из основных признаков шрифта. Определяется отношением толщины соединительных и основных штрихов знака. По этому признаку шрифты могут варьироваться от неконтрастных до сверхконтрастных.
  Наклон: прямой (обычный, roman), курсивный (italic), наклоненный (oblique). Наклонный шрифт образуется простым искажением (наклоном) символов прямого шрифта. Буквы в курсивном начертании имеют лишь сходство по стилю с обычным, их рисунок совсем другой.
  Насыщенность (жирность) шрифта определяется толщиной основных и соединительных штрихов. Может меняться от сверхсветлой (ultra light) до сверхжирной (ultra bold).
  Пропорции (ширина) – относительная ширина знаков шрифта: обычный (normal), сжатый (condensed), растянутый (extended).
Художественные эффекты, применяемые к шрифтам, разнообразны: полый шрифт, шрифт с тенью, с вывороткой и др.
Ниже приведен пример различных начертаний гарнитуры Таймс:
 Times    Times Italic    Times Bold    Times Bold Italic

  В современной полиграфии и дизайне существует множество шрифтовых групп: шрифты для различных языков; стилизованные шрифты (готика, модерн, старо-славянские и др.); специальные шрифты, знаки которых представляют собой не буквы, а графические символы. .
  Разные элементы текста (основной текст, заголовки, подзаголовки, подрисуночные подписи, выделения и т.п.) несут различные смысловые нагрузки, а значит, должны по-разному оформляться. Правильно подобранные параметры набора делают текст максимально выразительным, точно отражающим структуру и содержание, хорошо сочетающимся с остальными элементами страницы.

Принципы подбора шрифтов.
 Точность и удобство восприятия информации в немалой степени зависит от использованных в работе шрифтов. При выборе шрифтов следует в первую очередь руководствоваться двумя критериями: легкостью чтения и соответствием стилю и содержанию публикации. Шрифт, который привлекает внимание, но плохо читается, нельзя считать удачным, по крайней мере, для основного текста. Кроме того, каждый шрифт имеет свой стиль. Он может быть классическим и современным, возвышенным и неформальным и др.
 Основными принципами при подборе шрифтовых сочетаний, как и при подборе цветов, являются принципы единстваа и контраста: "композиция должна содержать минимальное количество резко различных, контрастирующих и тем самым поддерживающих друг друга шрифтов". Обилие шрифтов отвлекает, контраст привлекает внимания.

  В электронных изданиях обычно применяется ограниченный набор шрифтов.
TimesNewRoman – классический шрифт с засечками.
Arial – рифт без засечек.
Verdana – современный шрифт, разработанный специально для отображения на мониторе компьютера. Хорошо читается на экране даже в очень мелком кегле.
Tahoma похож на Verdana, имеет меньшую ширину символов и смотрится компактнее. Часто для основного текста используется Verdana, для заголовков – Tahoma.

 

Церковно славянские шрифты:

| AkathUcs8 | AkathCIEUcs8 | AkathSoCIEUcs8 | AkathSoUcs8 |
| AkathIEUcs8 | AkathCUcs8 | AkathSoCUcs8 | AkathSoIEUcs8 |
| Evngucs.ttf |
  

 
RUЯзык орнамента.

Язык каждого орнамента связан с историей и культурой народа, создавшего его. Создатели орнаментов все время обращались к природе, используя увиденное. Каждая народность всегда сохраняла в вышивках самое характерное, наиболее близкое национальному характеру, эстетическим вкусам, понятиям о красоте. Народные мастерицы создавали узоры, отличающиеся большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями. Творчески обдуманное соединение отдельных компонентов называется композицией и складывается из чередования отдельных фигур и их рядов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали.

Орнамент народных вышивок крестом всегда был тесно связан со структурой ткани домашнего приготовления. Поэтому большинство узоров состоит из геометрических фигур. Постоянными элементами геометрических орнаментов являются отдельные фигуры в виде прямых и ломаных линий, точек, треугольников, квадратов, кругов, крестов, розеток. Геометрический орнамент характеризуется не только разнообразием фигур, сколько вариантностью их исполнения. Основным и наиболее типовым является ромб или поставленный на угол квадрат. Довольно часто промежутки между отдельными фигурами одного орнамента заполняются другими фигурами, которые не только дополняют его, но и создают новый узор. Большую роль в различных вариантах геометрического орнамента играют размеры узора и пропорциональное соотношения его частей.

Очень важную роль во всех видах творчества играет колорит. В большинстве своем колорит является визитной карточкой республики, области, района и даже отдельного села. Гармоническое сочетание часто заключается в уравновешенности теплых и холодных, светлых и темных тонов. Один и тот же орнамент приобретает новое звучание от изменения цвета ниток в вышивке, может казаться ярким и красочным или сдержанным и блеклым. Нужно помнить, что фон изделия дополняет узор, и потому его цвет должен подчеркивать ритмичность повторения каждого отдельного мотива или фигуры.

 

По своим мотивам орнамент может быть:

Геометрический - состоящий из различных геометрических элементов;

Меандровый - в виде беспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции и получивший свое название от извилистой реки Меандр;

Растительный или фитоморфный - составленный из рисунков стилизованных цветов,
плодов, листьев, веток и т.п.;

Животный - в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых;

Птичий - составлен из стилизованных фигур птиц;

Человекообразный - с изображением человеческих фигур и полуфигур.

Шрифтовый - напоминающий стилизованные надписи, встречается в среднеазиатских вышивках;

 

Орнамент - бывает:

Ленточным - в виде прямой или криволинейной орнаментальной полосы, которая украшает середину изделия или окаймляет его;

Сетчатым - при котором вся поверхность заполнена узором;

Центрическим или розеточным - в котором отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб, или многоугольник (розетку), расположенный в центре украшаемого изделия.

В народном творчестве наряду с одноцветными узорами широко известны двух- и трехцветные, а также многоцветные.

Русскаявышивка очень многообразна по характеру узоров и приемов их выполнения. Известно, что каждая область, а иногда и район имеет свои, только здесь бытующие приемы вышивки, свои мотивы орнамента, цветовые решения.

История возникновения вышивки крестом уходит далеко в глубь веков. Материалом для вышивки крестом в разные времена служили: жилы животных, нити льна, хлопка, конопли, шелка, шерсти, также применяли и натуральный волос. В далекие времена, каждый народ, а иногда и небольшое селение имели свои особенности в вышивке и других видах народного творчества. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами.

В России и вышивка крестом имеет древнюю историю. Ею украшали обувь, одежду, жилище, конскую сбрую, предметы быта. В музеях накоплено большое количество образцов народной вышивки крестом. Лучше всего сохранились изделия XIX века. В те времена вышивка крестом условно подразделялась на крестьянскую (народную) и городскую. Народная вышивка крестомом была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства, тогда как городская вышивка крестом испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций.

К тринадцати – пятнадцати годам крестьянские девочки должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые подзоры, скатерти, полотенца, головные уборы. Перед свадьбой устраивали публичный показ приданого как свидетельство мастерства и трудолюбия невесты. Невеста одаривала родственников жениха своими изделиями. В крестьянских семьях одежду шили из домотканых шерстяных и льняных тканей. Ее украшали не только вышивкой крестом, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца.

На территории России археологами были обнаружены фрагменты одежды, вышитой золотыми нитями. Эти находки, относящиеся к IX - XII векам. Тем самым подтверждают, что вышивка крестом существовала и развивалась уже в эпоху Древней Руси. С языческих времен женщины - вышивальщицы создавали в своих вышивках крестом - сцены бытовой жизни. Чаще всего вышивкой крестом украшали постельники (простыни), концы которых свешивались с кроватей, а также свадебные и праздничные рубахи, полотенца, занавеси, скатерти, головные уборы, холщовые сарафаны, платки. Вышитое полотенце могло использоваться не только в быту. Ритуальные, богато расшитые полотенца развешивали на придорожных и могильных крестах, священных деревьях, украшали капище идолов. Позднее, в христианские времена, появился обычай украшать вышитыми полотенцами иконы, зеркала и окна. На масленице, свадьбе, при рождении или смерти человека вышитые полотенца были священным оберегом. Особую силу оберегать людей от злых сил, болезней и стихий приписывали обычному полотенцу. Оно создавалось несколькими мастерицами за один день или сутки и считалось безупречно чистым.

Возникнув в древности, искусство вышивки крестом на протяжении многих веков постоянно совершенствовалось. Человек, живший среди природы и наблюдавший за нею, уже с глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки - символы, с помощью которых он выражал свое восприятие к окружающему миру, к непонятным явлениям природы. Каждая линия, знак были полны понятного только ему смысла, были одним из средств общения.

Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись, сочетались с другими формами, создавая узоры - рисунки. Так возникли орнаменты - последовательное повторение отдельных узоров или их группы (раппорт).

 

Как плетут корзину?
 

Ко времени сбора урожая надо подумать и о том, чтобы приготовить легкую и удобную тару для яблок, груш, слив, картофеля...  Лучше всего подходят для этого корзины, сплетенные из ивовой лозы. Они легкие, прочные, хорошо пропускают воздух. Как и в старые времена, в качестве исходного сырья для плетения корзин, применяют однолутние побеги почти всех видов ив, произрастающих на территории России. Побеги выбирают прямые и длинные, со здоровой древесиной, баз сучков и наростов, с небольшой сердцевиной. Толщина у комля каждого прута не должна превышать 10—12 мм. Практически заготавливать ивовую лозу можно в течение всего года, но лучший материал обычно получают весной или поздней осенью. Для плетения большинства корзин, за исключением корзин для картофеля, применяют очищенные прутья. Если сбор происходит весной или в начале лета, то кора легко снимается без какой-либо дополнительной обработки.

  Начинающим плести надо обратить внимание на некоторые, казалось бы, мелочи, поскольку они порой определяют и прочность изделия, и его внешний вид, красоту и изящество плетения. Многие сотни лет отрабатывались формы, размеры и пропорции, методы и способы плетения изделий. Терпеливо и бережно относитесь к нашему богатейшему наследию - опыту прошлых поколений. Не торопитесь сказать "свое" слово в искусстве плетения. Это придет к вам со временем. Все должно быть проверено (и не раз!) личным опытом и здравым смыслом.
  Окорение. Для снятия коры, берут прут в правую руку, в левой руке держат щемилку, конец которой втыкают в землю. Положив прут в щемилку слегка сжимают его и, протягивая, сдирают кору. При необходимости прут протягивают через щемилку два-три раза.
Не следует сжимать щемилку слишком сильно, так как она может перерезать прут или сделать на нём надрезы и царапины.
  Сушка окорённых прутьев. Окорённые прутья сушат: летом в хорошую погоду два дня на солнце, в дождливую под навесом пять-шесть дней. Для этого их расстилают на жердевых настилах (Рис. 7.) или ставят к жердевым перекладинам.
Высушенные под навесом или в закрытых помещениях прутья имеют более тёмный цвет, плохо просыхают и позднее покрываются пятнами. Высушенные прутья связывают пучками и ставят на солнце на два-три дня, после чего убирают на хранение в сухое помещение.
  Расщепление прутьев.
Корзины и другие плетёные изделия больших размеров обычно изготавливают из целых зелёных или окоренных прутьев. Для плетения корзин меньшего размера и других плетёных изделий используют расщеплённые и тонко выструганные прутья ленты.
  Перед расщеплением прутья вымачивают в несколько приёмов в воде в течении 4…7 часов и расщепляют на три или четыре части колунками. Вершинные концы прутьев длиной 15…25 срезают, а комлевой конец прута расщепляют ножом на три или четыре части и вставляют в него колунок, нажимают на него и ровно ведут вниз (Рис. 9.).
  Расщеплённые части прутьев называются шинами. Иногда прутья и палки расщепляют на две части, такие половинки называют пластинами.
  Вымачивание прутьев.
Перед работой ивовые прутья вымачивают в корыте в несколько приёмов, так как от продолжительного пребывания в воде они чернеют. Если прутья ломаются, их вновь вымачивают. Высыхающие во время работы прутья смачивают мокрой или влажной тряпкой.
  После работы неиспользованные вымоченные прутья не связывают в пучки, а кладут свободно. Перед работой их вновь вымачивают, пока они не станут достаточно гибкими.

  Виды плетения корзин.
Простое плетение корзин. Простым плетением корзин называется вид плетения при котором одиночные прутья вплетают через одну стойку (Рис. 10.) в виде непрерывной ленты, наслаивая по пологой спирали один ряд на другой.
  Если при плетении корзины прут заканчивается вершинным концом, новый прут присоединяется так же вершинным концом, но для большей прочности вершинный конец нового прута на протяжении трёх-четырёх стояков плетут рядом со старым. Когда же прут заканчивается толстым комлевым концом, комлевой конец нового прута упирается в тот же самый стояк, у которого оканчивается старый, и продолжают плетение. Дотачивание ленты показано на рисунке 11.

  Послойное плетение корзин. Послойным плетением корзин называется вид плетения при котором плетение корзины выполняется несколькими прутьями через одну стойку. Для такого плетения берут прутья одной и той же длины и толщины. Начинают плетение комлевым концом прута, оплетают четыре стойки, и конец оставляют на наружной стороне, прут при этом должен быть несколько приподнят. Вставляют следующий прут слева от первого и снова оплетают четыре стояка, оставляют прут снаружи, берут следующий прут и так далее до тех пор, пока не замкнётся круг. Затем берут какой-либо из заплетённых прутьев и оплетают им один следующий стояк, затем с левой стороны остающийся стояк и так далее. Плетение корзины продолжается до тех пор, пока не будет заплетён целый слой прутьев. Далее так же выполняют второй слой, третий и другие до конца плетения корзины. Начиная и кончая плетение, концы всех прутьев оставляют в середине корзины.

Плетение верёвочкой. В этом случае прутья не только оплетают стояки, но и переворачиваются между собой, плотно охватывая стояки. Различаются следующие виды верёвочек: верёвочка в два прута (Рис. 13); верёвочка в три прута, верёвочка в четыре прута, верёвочка в пять прутьев.

  Заделка верхнего края корзин.
 
Заделку верхнего края корзин, по окончании плетения, осуществляют загибкой.
  Загибка в три пары прутьев. Концы стояков стенок корзин оплетают загибкой. Для этого, под какой либо из стояков подставляют шило, сгибают стояк внутрь и огибают им два следующих с правой стороны стояка (Рис.16.а.). Далее таким же образом сгибают следующие стояки, когда будут согнуты три стояка, первым согнутым стояком огибают два стояка с наружной стороны, проходят ещё один стояк с внутренней стороны и конец выводят наружу (Рис.16.б.). То же самое повторяют и с другими загнутыми стояками и со следующими прямыми стояками с правой стороны. В результате составляют три пары согнутых стояков.
  Подобную загибку можно плести и из четырёх пар прутьев, только в этом случае с наружной стороны огибают нe по два, а по три стояка, а с внутренней стороны по два.
  Корзины плетут из зелёного и белого прута и прутьевых лент. Корзины из зелёного прута более просты и прочны. Корзины из белого прута или прутьевых лент отличаются лёгкостью и изяществом.

  Плетение круглой корзины.
 
Для плетения круглой корзины берет восемь палочек или толстых прутьев одинаковой длины. Середины четырёх полочек расщепляют ножом и вставляют в них остальные четыре (Рис. 21.а.). Составленную из этих палочек крестовину (Рис. 21.б.) оплетают прутом. Обойдя кругом крестовины два раза, концы её разводят попарно и получают восемь расходящихся радиусов, оплетают их как показано на рисунке 21,в. Далее разводят палочки в парах стояков, получают шестнадцать стояков основы дна корзины, которые и оплетают послойным плетением (Рис. 21.г.). Таким образом, получают дно корзины требуемого размера. Между разведёнными стояками основы дна корзины необходимо соблюдать одинаковые расстояния. Дно плетут плотно, так как от его плотности зависит прочность корзины. Заканчивают дно плетением верёвочки в два прута. Выступающие концы палочек ровно обрезают у самой верёвочки. 
  Комлевые концы прутьев, отобранных для стояков стенок корзины, застругивают ножом, заострёнными концами плотно вставляют в дно рядом с палочками и оплетают кругом верёвочкой в три прута. Затем загибают все стояки вверх и связывают концы оплетают стояки верёвочкой в три прута. Верёвочку начинают плести вершинными концами прутьев с двух сторон. Она плотно удерживает стояки. Для того чтобы при дальнейшем плетении концы стояков не расходились, вставляют обруч-шаблон соответствующего размера и крепят его к четырём стоякам. Далее послойным плетением  выплетают стенки корзины. Верёвочкой в четыре прута и загибом в три пары прутьев (см. рис. 16.).
  Для крепления ручек корзины на противоположных сторонах стенок делают шилом отверстия в загибе и вставляют в них концы более толстого, согнутого дужкой прута. Хорошо вымоченным прутом скручивают загибки у концов ручек и обматывают им дужку четыре-шесть раз с двух сторон. У концов дужки прутья продевают два раза через стенку корзины, а оставшиеся концы прячут в стенках.
  Таким образом изготавливают круглые корзины.
Простые корзины.
 
Для плетения простых корзин используют рамку из ореховой или ивовой палки. Для этого из палки средней толщины сгибают два одинаковых обруча требуемого размера. Концы палок застругивают на клин как показано на рисунке 18,а. Концы обруча скрепляют проволокой, прочной тонкой бечёвкой или тонкими гвоздиками. Приготовленные обручи вставляют крестом один в другой (Рис. 18.б.). Места скрещивания обручей оплетают прутом или лентой как показано на рисунке 19. Прут или ленту прочно заплетают на крестовине несколько раз. Получаются звездочки, которые скрепляют обручи. Они служат также для крепления к нижней части корзины продольных согнутых стояков-рёбер корзины (не менее чем по одной паре с каждой стороны обруча). Подобную звёздочку для скрепления обручей и укрепления стояков корзины можно плести и так, как показано на рисунке 19. Для продольных стояков берут более толстые прутья, чем для плетения. Длина стояков и их изгибы должны быть такими, чтобы получилась корзина симметричной формы.
  Простым плетением, начиная от звёздочек, плетут дно корзины к середине. Во время плетения, для большей прочности вставляют новые продольные стояки, так как расстояние между первой парой стояков значительно увеличивается. Таким образом, идя к середине, заплетают всё дно корзины (Рис. 20).

Колесница огненная и кони огненнии